МБОУ « СОШ № 13» ГОРОДА СЛАВГОРОДА
РАЗРАБОТКА УРОКА « ПЛАМЯ ПАМЯТИ»
(ПО РАССКАЗУ Е. НОСОВА « ЖИВОЕ ПЛАМЯ» В 7
КЛАССЕ)
УЧИТЕЛЬ
: КАРАСЁВА В.И.
2013 ГОД
Цели
урока:раскрытие идейно-художественных особенностей рассказа, развитие
литературоведческой компетенции,воспитание чувства патриотизма.
Оборудование:
презентация,иллюстрации учеников, запись песни « Алые маки».
Тип
урока: комбинированный
Когда это будет, не знаю:
В краю белоногих берёз
Победу Девятого мая
Отпразднуют люди без слёз…
С. Орлов
Ход урока.
1 Актуализация темы.
Через несколько дней мы
будем отмечать великий праздник-День Победы.Почти семь десятилетий наша страна
живёт в условиях мира,но память вновь и вновь возвращает ветеранов Великой
Отечественной войны в окопы и землянки. И о чём бы ни писали фронтовики много лет
спустя, тема войны остается главной в любом их произведении. Тема войны и тема
памяти…
2 Рассказ ученика о Е. И.
Носове ( слайд)
Е. Носов ушел на фронт в
1943 году, в 1945 году под Кенигсбергом был ранен. Школу заканчивал уже после
войны-его часто принимали за учителя. Е. Носов умер в 2002 году, но сумел
передать нам священную память о павших в своих рассказах о войне. Вних нет
описаний жестоких боёв и сражений, но все-таки они посвящены войне и тем, кто
сложил головы на её полях. Один из рассказов
называется « Живое пламя»..
3 Чтение рассказа в классе.
4 Аналитическая беседа.
-О чем же эта миниатюра?
-Чем живёт в настоящей жизни
тетя Оля?
Почему она стала засевать
клумбу маками?
-В рассказе тетя Оля не
жалуется на свою судьбу, уже не плачет. Что дает нам право сделать такой вывод?
5. Составление цитатного
плана рассказа.
а) « Ну какой из мака цвет…»
б) « Клумба стала
неузнаваемой».
в) « Зажженные факелы».
г) « И у людей так бывает».
д) « Живой огонь».
-Найдите часть , в которой
дано описание клумбы. Прочитайте его. Какие художественные средства использовал
автор?
- Как же цветут маки? Почему
они затмевают остальные цветы? Найдите в тексте описание впечатления автора от
цветения маков.
- Какой из ваших рисунков
наиболее удачно передает это ощущение?
Сумел ли
Е. Носов на страницах небольшого рассказа показать жестокость войны?
-Что мы узнаем о судьбе
Алексея? Какой же он, человек , способный на такой поступок?
-Представить себе подвиг
военного летчика, увидеть , как он направил свой горящий самолет на врага,
поможет нам стихотворение В. Сидорова « Огонь и смерть»
-Ученик читает
стихотворение.
-Поразмышляем, в какой семье
вырос Алексей?
Вывод: для того чтобы воспитать в себе чувство патриотизма,
не нужна какая-то особая атмосфера в семье. Необходимо внутренне осознавать :
Родина может быть у человека только одна.
- Глубокое понимание этой
истины породило среди народа множество пословиц. Назовите те, которые вам
знакомы.
-Понятен ли вам смысл образа
« буйно пламенеющего» мака?
-Это символ возвышенного ,
героического. Рассматривая лепесток мака, мать вспоминает сына, сгоревшего «
без оглядки». Любуясь маками, автор наблюдает, как из влажной земли подымались
новые бутоны, чтобы не дать погаснуть «живому огню». Память! Она всегда с нами!
(Звучит запись песни «Алые
маки» Ю. Антонова)
Задание на дом: выучить наизусть отрывок о цветущих маках;
подготовить устный рассказ об участнике Великой Отечественной войны по
материалам семейного альбома.
|