Литературная гостиная
как один из способов формирования культурологической компетенции учащихся
Предмет
«литература» соединяет в своих границах два противоположно образованных языковых
пространства: литература как вид искусства и литературоведение как наука.
Соотношение этой семиотической пары должно обеспечить развитие ученика как
средствами урока, так и средствами внеурочной деятельности.
Развитие(
интеллектуальное, духовное, коммуникативное) возможно лишь при условии
ориентира на психолого-физиологические особенности конкретного возрастного
периода. Мы ориентируемся на ведущий тип деятельности подросткового периода –
интимно-личностное общение, когда обычно угасает интерес к учёбе. Подросток
добивается успеха не во взрослой среде, а в микросоциуме среди ровесников;
преобладает интерес к групповой деятельности. Литературная гостиная удачно
удовлетворяет требованиям ведущего типа деятельности, ведь цели литературной
гостиной:
Информационно-предметная
– расширение литературного образования, предусмотренного программой;
деятельно-коммуникативная- формирование эстетических и психологических
механизмов общения человека с искусством, творческими людьми;
ценностно-ориентационная – усвоение гуманитарного потенциала искусства,
формирование мировоззрения.
Литературная
гостиная заимствована из салонной жизни Петербурга 19 века и отнесена к формам
художественно-творческой ориентации.
Принципы
работы гостиной:
1.
Принцип
психологической комфортности.
Нормой общения становится внимательное выслушивание любой
точки зрения участников, уважительное отношение к чужому мнению. Позиция
учителя приближается к позиции собеседника, партнера. Каждый участник должен
чувствовать себя нужным и значительным. Окружающая атмосфера( кабинет,
оформленный в стиле «Литературной гостиной», свечи, музыка и т.д.) поможет
психологически настроиться на общение.
2.Принцип опоры на художественный метод, стилистическую
манеру писателя и поэта.
Этот принцип позволяет формировать целостное художественное
восприятие как всего литературного процесса, так и отдельного художественного
произведения. Здесь значение имеет внимание к замыслу автора, к его концепции
времени и человека, к воплощению этой концепции в системе образов и структуре
произведения.
3.Принцип интеграции и диалога искусств.
Этот принцип позволяет развивать и углублять способность
воспринимать искусство в художественной целостности и неповторимой значимости.
Он помогает воспитанию нравственной и эстетической культуры подростка путем
общения с различными областями искусства.
4.Принцип сохранения индивидуальности, обеспечивающий свободу
творческого поиска.
Собственный творческий поиск учащихся – это результат
личностного, эмоционально-ценностного восприятия художественного произведения.
Он позволяет соотносить разные варианты восприятия литературного произведения,
героя, открывать путь к самопознанию.
Система работы литературной гостиной
Зарождение замысла и продумывание сюжета внеклассного
мероприятия. Этот этап работы целиком проделывается руководителем – хозяйкой
гостиной.
1.
Работа
по определению темы будущей гостиной:
- юбилейная дата писателя или поэта,
-тема в программе по литературе, требующая углубления и
расширения,
- участие в литературных конкурсах, требующих более
подробного знакомства с жизнью и творчеством писателя.
2. Подбор литературного материала.
3.Создание сценария.
4. Подбор «героев» для будущего сценического воплощения.
5.Знакомство учащихся с их ролью в будущей гостиной.
6. Работа с музыкальным и художественным материалами.
Работа с творческими группами по воплощению замысла.
1.
Индивидуальные консультации по работе над
текстовым материалом (работа над ролью, сценическая реализация роли,
выразительное чтение, занятия по технике речи.
2.
Подготовка к творческому представлению
писателя (биография, особенности творчества и т. д)
3.
Работа
по созданию костюмов, декораций и общего оформления мероприятия.
4.
Создание
выставок.
5.
Консультации,
репетиционная (тренировочная) работа.
Сценическая реализация замысла.
Она зависит от типа встречи «Литературной гостиной».
Закрытые заседания имеют свои особенности в силу меньшего
количества гостей, сжатости пространства и времени проведения встречи. Они
проходят в кабинете литературы, оформленном в стиле «гостиной». За основу
работы взято традиционное понимание слова « гостиная», данное многими
методистами, «это форма свободного общения, деятельность в которой определяется
границами лексического значения слова комната, в которой принимают гостей. Это
гибкая форма организационного общения,импонирующая подростку и юноше с их
претензией на взрослость». Руководствуемся принципом психологической
комфортности для всех присутствующих в гостиной, что создаётся с помощью
атрибутов: камин, свечи, стены, расписанные арками средневековых дворцов,
нежные пастельные цвета кабинета, музыка, люстры и бра, создающие особый
душевный комфорт и романтический настрой.
Структура встречи в «гостиной» на закрытом заседании:
1.Сбор гостей.
2.Представление и знакомство с участниками «гостиной» и гостями.
3.Зажжение свечи – символа «гостиной».
4.Знакомство с темой разговора.
5. Воплощение замысла (сценария).
6. Отклик гостей на происходящее.
7.Момент прощания.
Открытые заседания в силу масштабности их воплощения,
привлечения большого количества гостей, достаточно большой продолжительности во
времени имеет свою структуру:
1.
Сбор
гостей в зале.
2.
Зажжение
свечи и поэтическое вступление в тему.
3.
Сценическая
реализация.
Комплексное воздействие искусств обостряет сценическую и
художественную восприимчивость ребят, развивает ассоциативное и образное
мышление. Литературно-музыкальная композиция, драматическая композиция дают
возможность личностного восприятия художественного произведения учащимися.
Литературно-музыкальная композиция является одной из форм встречи в
«Литературной гостиной». Эффективность этой формы работы заключается в
ассоциативности связи отдельных компонентов, в резкой смене ритмов музыки,
деталей оформления, различных голосовых звучаний. Воспитательное воздействие
такой формы работы по сравнению с отдельными выступлениями сильнее. Она даёт
возможность проявить себя в роли ведущего нескольким учащимся, позволяет
обеспечить наибольшее эмоциональное воздействие на зал, но обладает меньшей
зрелищностью. Поэтому основная форма работы по реализации программы
«Литературной гостиной» - это синтез литературно-музыкальной и драматической
композиции. Драматическая постановка продолжает собой литературную композицию. Вместе они создают целостное
самостоятельное художественное произведение. Работа над ролью требует
внимательного чтения слова писателя, неоьходимости жить атмосферой этого
произведения, а это и создаёт возможность личностного восприятия
художественного произведения.
4.Отклик гостей на происходящее (отзывы, выступления).
Условия успешности:
- яркость новой идеи и высокий художественный уровень
литературного материала;
-освоенность активных методов обучения ( групповые дискуссии,
драматизация и т.д.)
-востребованность этих форм внеклассной деятельности и
общественное признание;
- увлечённость руководителя, его профессионализм.
Трудоемкость данного педагогического опыта состоит в следующем:
- в создании определённой атмосферы, соответствующей теме
(создание кабинета-гостиной, музыкального сопровождения),
- в определении темы и в отборе материала;
-в создании сценария на основе отобранного материала;
-в работе с учащимися над воплощением идеи на сцене.
Трудоёмкость для учащихся состоит в работе с текстовым
материалом (заучивание наизусть, выразительное чтение), в работе над
творческими заданиями.
Результативность:
1.
Педагогический
опыт помогает учащимся оценить значимость литературы, дать личностную оценку
прочитанному произведению, т.е. формирует эмоционально-значимое отношение к
литературе.
2.
Развитие
коммуникативной активности, творческих способностей школьников.
3.
Расширение
интереса к художественной, мемуарной, документальной литературе.
|