сайт учителя русского языка и литературы Карасёвой В.И
your slogan
Воскресенье, 05.05.2024, 19:40


Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Статья о литературной гостиной Регистрация Вход
Меню сайта

Форма входа

Литературная гостиная как один из способов формирования культурологической компетенции учащихся

Предмет «литература» соединяет в своих границах два противоположно образованных языковых пространства: литература как вид искусства и литературоведение как наука. Соотношение этой семиотической пары должно обеспечить развитие ученика как средствами урока, так и средствами внеурочной деятельности.

Развитие( интеллектуальное, духовное, коммуникативное) возможно лишь при условии ориентира на психолого-физиологические особенности конкретного возрастного периода. Мы ориентируемся на ведущий тип деятельности подросткового периода – интимно-личностное общение, когда обычно угасает интерес к учёбе. Подросток добивается успеха не во взрослой среде, а в микросоциуме среди ровесников; преобладает интерес к групповой деятельности. Литературная гостиная удачно удовлетворяет требованиям ведущего типа деятельности, ведь цели литературной гостиной:

Информационно-предметная – расширение литературного образования, предусмотренного программой; деятельно-коммуникативная- формирование эстетических и психологических механизмов общения человека с искусством, творческими людьми; ценностно-ориентационная – усвоение гуманитарного потенциала искусства, формирование мировоззрения.

Литературная гостиная заимствована из салонной жизни Петербурга 19 века и отнесена к формам художественно-творческой ориентации.

Принципы работы гостиной:

1.    Принцип психологической комфортности.

Нормой общения становится внимательное выслушивание любой точки зрения участников, уважительное отношение к чужому мнению. Позиция учителя приближается к позиции собеседника, партнера. Каждый участник должен чувствовать себя нужным и значительным. Окружающая атмосфера( кабинет, оформленный в стиле «Литературной гостиной», свечи, музыка и т.д.) поможет психологически настроиться на общение.

2.Принцип опоры на художественный метод, стилистическую манеру писателя и поэта.

Этот принцип позволяет формировать целостное художественное восприятие как всего литературного процесса, так и отдельного художественного произведения. Здесь значение имеет внимание к замыслу автора, к его концепции времени и человека, к воплощению этой концепции в системе образов и структуре произведения.

3.Принцип интеграции и диалога искусств.

Этот принцип позволяет развивать и углублять способность воспринимать искусство в художественной целостности и неповторимой значимости. Он помогает воспитанию нравственной и эстетической культуры подростка путем общения с различными областями искусства.

4.Принцип сохранения индивидуальности, обеспечивающий свободу творческого поиска.

Собственный творческий поиск учащихся – это результат личностного, эмоционально-ценностного восприятия художественного произведения. Он позволяет соотносить разные варианты восприятия литературного произведения, героя, открывать путь к самопознанию.

Система работы литературной гостиной

Зарождение замысла и продумывание сюжета внеклассного мероприятия. Этот этап работы целиком проделывается руководителем – хозяйкой гостиной.

1.    Работа по определению темы будущей гостиной:

- юбилейная дата писателя или поэта,

-тема в программе по литературе, требующая углубления и расширения,

- участие в литературных конкурсах, требующих более подробного знакомства с жизнью и творчеством писателя.

2. Подбор литературного материала.

3.Создание сценария.

4. Подбор «героев» для будущего сценического воплощения.

5.Знакомство учащихся с их ролью в будущей гостиной.

6. Работа с музыкальным и художественным материалами.

Работа с творческими группами по воплощению замысла.

1.     Индивидуальные консультации по работе над текстовым материалом (работа над ролью, сценическая реализация роли, выразительное чтение, занятия по технике речи.

2.     Подготовка к творческому представлению писателя (биография, особенности творчества и т. д)

3.    Работа по созданию костюмов, декораций и общего оформления мероприятия.

4.    Создание выставок.

5.    Консультации, репетиционная (тренировочная) работа.

Сценическая реализация замысла.

Она зависит от типа встречи «Литературной гостиной».

Закрытые заседания имеют свои особенности в силу меньшего количества гостей, сжатости пространства и времени проведения встречи. Они проходят в кабинете литературы, оформленном в стиле «гостиной». За основу работы взято традиционное понимание слова « гостиная», данное многими методистами, «это форма свободного общения, деятельность в которой определяется границами лексического значения слова комната, в которой принимают гостей. Это гибкая форма организационного общения,импонирующая подростку и юноше с их претензией на взрослость». Руководствуемся принципом психологической комфортности для всех присутствующих в гостиной, что создаётся с помощью атрибутов: камин, свечи, стены, расписанные арками средневековых дворцов, нежные пастельные цвета кабинета, музыка, люстры и бра, создающие особый душевный комфорт и романтический настрой.

Структура встречи в «гостиной» на закрытом заседании:

1.Сбор гостей.

2.Представление и знакомство с участниками «гостиной» и гостями.

3.Зажжение свечи – символа «гостиной».

4.Знакомство с темой разговора.

5. Воплощение замысла (сценария).

6. Отклик гостей на происходящее.

7.Момент прощания.

Открытые заседания в силу масштабности их воплощения, привлечения большого количества гостей, достаточно большой продолжительности во времени имеет свою структуру:

1.    Сбор гостей в зале.

2.    Зажжение свечи и поэтическое вступление в тему.

3.    Сценическая реализация.

Комплексное воздействие искусств обостряет сценическую и художественную восприимчивость ребят, развивает ассоциативное и образное мышление. Литературно-музыкальная композиция, драматическая композиция дают возможность личностного восприятия художественного произведения учащимися. Литературно-музыкальная композиция является одной из форм встречи в «Литературной гостиной». Эффективность этой формы работы заключается в ассоциативности связи отдельных компонентов, в резкой смене ритмов музыки, деталей оформления, различных голосовых звучаний. Воспитательное воздействие такой формы работы по сравнению с отдельными выступлениями сильнее. Она даёт возможность проявить себя в роли ведущего нескольким учащимся, позволяет обеспечить наибольшее эмоциональное воздействие на зал, но обладает меньшей зрелищностью. Поэтому основная форма работы по реализации программы «Литературной гостиной» - это синтез литературно-музыкальной и драматической композиции. Драматическая постановка продолжает собой литературную  композицию. Вместе они создают целостное самостоятельное художественное произведение. Работа над ролью требует внимательного чтения слова писателя, неоьходимости жить атмосферой этого произведения, а это и создаёт возможность личностного восприятия художественного произведения.

4.Отклик гостей на происходящее (отзывы, выступления).

Условия успешности:

- яркость новой идеи и высокий художественный уровень литературного материала;

-освоенность активных методов обучения ( групповые дискуссии, драматизация и т.д.)

-востребованность этих форм внеклассной деятельности и общественное признание;

- увлечённость руководителя, его профессионализм. Трудоемкость данного педагогического опыта состоит в следующем:

- в создании определённой атмосферы, соответствующей теме (создание кабинета-гостиной, музыкального сопровождения),

- в определении темы и в отборе материала;

-в создании сценария на основе отобранного материала;

-в работе с учащимися над воплощением идеи на сцене.

Трудоёмкость для учащихся состоит в работе с текстовым материалом (заучивание наизусть, выразительное чтение), в работе над творческими заданиями.

Результативность:

1.    Педагогический опыт помогает учащимся оценить значимость литературы, дать личностную оценку прочитанному произведению, т.е. формирует эмоционально-значимое отношение к литературе.

2.    Развитие коммуникативной активности, творческих способностей школьников.

3.    Расширение интереса к художественной, мемуарной, документальной литературе.

Поиск

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz