| ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Антонимы
(Тема урока)
1.
|
ФИО Карасёва Валентина Иосифовна
|
|
2.
|
Место работы МБОУ СОШ №13
|
|
3.
|
Должность учителя русского языка и литературы
|
|
4.
|
Предмет русский язык
|
|
5.
|
Класс 5
|
|
6.
|
Тема и номер урока в теме «Антонимы»
|
|
7.
|
Базовый учебник Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ ( Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2012
|
|
- Цель урока: сформировать понятие об антонимах
9. Задачи:
Образовательные: познакомить учащихся с понятием «антонимы», рассмотреть место антонимов в речи, дать учащимся сведения о разнообразии антонимов, антонимических парах, акцентировать внимание на терминологии, средствах выразительности речи;
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к родному языку, уважительное отношение к лексическим запасам языка;
Развивающие: развивать речь, лингвистическое чутье, логическое мышление, память учащихся, пополнять их словарный запас.
- Тип урока комбинированный
10.Формы работы учащихся групповые, индивидуальные, фронтальные
11.Необходимое техническое оборудование
- ПК;
- мультимедийный проектор;
12.Планируемые образовательные результаты:
Предметные: знать содержание понятия «антонимы», смысловые и стилистические различия антонимов; знать о функции антонимов в речи, о словаре антонимов; подбирать антонимы к данным словам;
Метапредметные: извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использования языковых средств;
Личностные: осознавать лексическое богатство русского языка, стремиться к речевому самосовершенствованию.
13.Структура и ход урока
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№
|
Этап урока
|
Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
|
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
|
Деятельность ученика
|
Время
(в мин.)
|
1
|
2
|
3
|
5
|
6
|
7
|
1
|
Организационный момент
|
|
- Добрый день, ребята. Я загадаю вам загадку, а отгадку вы подарите друг другу.
Есть у радости подруга
В виде полукруга. ...
Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день.
|
настраиваются на работу, заинтересовываются
|
1
|
2
|
Обобщение ранее изученного. Актуализация опорных знаний и умений, формирование познавательных мотивов.
|
|
Обеспечить мотивацию и принятие учащимися цели урока, учебно-познавательной деятельности, актуализировать опорные знания и умения.
Создает благоприятную эмоциональную атмосферу. Организуют работу по подготовке учащихся к знакомству и освоению нового учебного материала
– Ребята, я предлагаю вам письменно продолжить начатые мною предложения (вопросы проецируются на интерактивную доску): СЛАЙД 2
- Совокупность всех слов, входящих в словарный состав языка, называется…
- Раздел языкознания, изучающий словарный запас языка, называется…
- Лексическое значение – это …
- Лексическое значение слова можно узнать по…
- Однозначными называются слова…
- Слова, имеющие несколько лексических значений, называются…
- Наряду с прямым значением у некоторых слов имеется … значение.
- Перенос названия происходит, если у предметов есть…
- Слова одной и той же части речи, которые пишутся и произносятся одинаково, но имеют разное лексическое значение, называются…
- Слова, различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению, называются…
– А теперь устно продолжите строчки из стихотворения поэта В.В.Маяковского (СЛАЙД 3)
Крошка сын
к отцу пришел.
И спросила кроха:
– Что вы можете сказать о лексическом значении слов, записанных в двух столбиках?
-Такие слова называются антонимами. И сегодня на уроке мы узнаем, что такое антонимы, в чем их особенность, для чего они нужны и можно ли без них обойтись. Посмотрим, чем они необычны и интересны. Будем учиться находить антонимы в тексте и употреблять их в речи.
|
Вспоминают определения основных лексических понятий
Дети записывают только продолжение предложений, потом проверяют по ответам, появившимся на экране, оценивая работу соседа по парте
Учащиеся продолжают стихотворение:
Что такое хорошо
И что такое плохо?
|
5
|
3
|
Изучение нового материала
|
1.Термин «Антоним»
2. Словарь антонимов
|
Создание условий для познавательной деятельности учащихся.
1.Анализ терминов.
Гипертекстовое определение "Антонимы"
/Антонимы – (греч. αντί- «против» + όνομα «имя») — это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения./
-В каких терминах нам встречалась вторая часть этого слова? (Омоним, пароним, синоним).
По-гречески часть «ним» означает «имя».
Греческая приставка АНТИ- встречается во многих словах: антивирус, антибиотики, антиквар, антипатия, антитеза.
2.Обобщение и систематизация информации, подготовленной к уроку самостоятельно (анализ сообщений по теме (слайд 5, 6).
3. Работа со словарями. Правильно подобрать антонимы к словам нам помогут словари (слайд 7-8).
Работа в группах: найти к слову антоним и составить с данной парой предложение
1группа-работает со словарем М.Р.Львова (слово «веселье»)
2группа- работает со словарем О.А.Михайловой (слово «бедный»)
3группа- работает со словарем Н.М.Меркурьевой (слово «мириться»)
4группа- работает со словом «далеко», обращаясь к «Нашему Интернет- помощнику». (Ссылка на сайт http://www.gramota.ru/slovari/info/lv ).
|
Проявление познавательной инициативы, анализ, сопоставление.
Учащихся записывают термин и его определения в словарик (слайд 4).
Выступают ученики, подготовившие индивидуальные сообщения:
1-О видах антонимов
2- Антонимы в частях речи
Работают в группах со словарями
|
10
|
|
ФИЗМИНУТКА
|
|
Создание условий для психоэмоциональной разгрузки
Зарядку проводит учитель. Он читает стихотворение Д. Чиарди «Прощальная игра». Во время чтения стихотворения дети называют антонимы к словам из этого стихотворения, а также повторяют за учителем движения.
Нам с тобой пришёл черёд
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово «высоко», (Дети поднимают руки вверх)
А ты ответишь («низко»). (Опускают руки вниз)
Скажу я слово «далеко», (Протягивают руки вперед)
А ты ответишь («близко»). (Ладонями закрывают глаза)
Скажу я слово «потолок», (Поднимаются на носочки, тянут руки вверх)
А ты ответишь («пол»). (Дети приседают)
Скажу я слово «потерял», (Трясут руками)
И скажешь ты («нашёл»). (Хлопают в ладоши)
Скажу тебе я слово «трус», (Зажмуривают глаза)
Ответишь ты («храбрец»). (Упираются руками в бока)
Теперь «начало» я скажу.
Ну, отвечай («конец»)! (Хлопают в ладоши).
|
Выполняют движения за учителем
|
3
|
4
|
Первичная проверка новых знаний и способов деятельности
|
|
Организация работы учащихся. Формирование коммуникативных умений.
Выполнение тренировочных упражнений.
1.Работа с учебником. упр.362.
2. Работа с пословицами
Издавна в устном народном творчестве люди использовали меткие, краткие фразы-пословицы и поговорки, где в большом количестве встречаются антонимы.
Продолжи пословицу(слайд 9)
- Корень учения горек, а плод …
- Ласточка день начинает, а соловей …
- Не бойся врага умного, а бойся друга …
- Знай больше, говори …
- Лучшая вещь - новая, лучший друг - …
- Легко сказать, да….
- По одёжке встречают – по ...
- Не откладывай на завтра то, что ...
3. Восстановите пословицу, в которой встречаются антонимы (слайд 10):
1 ряд. труд-лень.
2 ряд. свет-тьма.
3 ряд. дело-потеха.
|
Осмысление изученного материала. Планирование учебного сотрудничества
|
10
|
5
|
Проверка полученных результатов. Коррекция полученных знаний.
|
|
Оценивание успешности познавательной деятельности учащихся.
Коррекция знаний.
1.Составление антонимичных пар согласно стилистической принадлежности анализируемых слов (Слайд 11)
-Проверьте результат (слайд 12). Подберите антоним к слову «честность»
2. Подготовка к ГИА (работа со средствами выразительности)
(слайды 13-14 )
А) Знакомство с понятием «контекстуальные синонимы» (слайд 13)
-Как вы думаете, являются ли выделенные слова антонимами? Почему?
Б) Знакомство с понятием «антитеза»
(слайд 14)
3. Прочитайте стихотворение «Яблоко». Найдите слова-антонимы. Я считаю, что автор употребил 5 антонимичных пар, а как считаете вы? (слайд 15)
У прохожих на виду
Висело яблоко в саду.
Ну, кому какое дело?
Просто яблоко висело.
Только конь сказал, что низко,
А мышонок – высоко.
Воробей сказал, что близко,
А улитка – далеко.
А телёнок озабочен
Тем, что яблоко мало.
А цыплёнок – тем, что очень
Велико и тяжело.
А котёнку всё равно.
- Кислое, зачем оно?
-Что вы? – шепчет червячок –
Сладкий у него бочок.
|
Закрепление и дальнейшее осмысление изученного материала.
|
10
|
6
|
Подведение итогов
|
(слайд 16)
|
Организует обсуждение обобщающего вывода
-Давайте подведем итог нашего урока и обобщим знания об антонимах и их роли
|
Участвуют в беседе по обсуждению обобщающего вывода, оценивают свои результаты работы на уроке
-Антонимы – это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения. Они используются в образной речи для создания контрастов и противопоставлений.
|
3
|
7
|
Домашнее задание.
|
(слайд 17)
|
Объявление дифференцированного домашнего задания Дифференцированное домашнее задание (слайд 17): параграф 68,
1 группа – упражнение 357 (подобрать антонимы);
2 группа – упражнение 354 (найти антонимические пары);
3 группа – упражнение 352 (составить текст по опорным словам антонимам)
|
|
2
|
8
|
Рефлексия по достигнутым образовательным результатам.
|
(слайд 18)
|
Мотивирует учащихся к участию в рефлексии
|
Участие в рефлексии
-Я узнал…
- Было интересно…
-Особенно понравилось…
-Оказалось неожиданным…
-Вызвало затруднение…
- Было сложно…
|
1
|
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
| |