ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Антонимы
(Тема урока)
1. |
ФИО Карасёва Валентина Иосифовна |
|
2. |
|
|
3. |
Должность учителя русского языка и литературы |
|
4. |
Предмет русский язык |
|
5. |
Класс 5 |
|
6. |
Тема и номер урока в теме «Антонимы» |
|
7. |
Базовый учебник Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ ( Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2012 |
|
- Цель урока: сформировать понятие об антонимах
9. Задачи:
Образовательные: познакомить учащихся с понятием «антонимы», рассмотреть место антонимов в речи, дать учащимся сведения о разнообразии антонимов, антонимических парах, акцентировать внимание на терминологии, средствах выразительности речи;
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к родному языку, уважительное отношение к лексическим запасам языка;
Развивающие: развивать речь, лингвистическое чутье, логическое мышление, память учащихся, пополнять их словарный запас.
- Тип урока комбинированный
10.Формы работы учащихся групповые, индивидуальные, фронтальные
11.Необходимое техническое оборудование
- ПК;
- мультимедийный проектор;
12.Планируемые образовательные результаты:
Предметные: знать содержание понятия «антонимы», смысловые и стилистические различия антонимов; знать о функции антонимов в речи, о словаре антонимов; подбирать антонимы к данным словам;
Метапредметные: извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использования языковых средств;
Личностные: осознавать лексическое богатство русского языка, стремиться к речевому самосовершенствованию.
13.Структура и ход урока
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ |
Этап урока |
Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) |
Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) |
Деятельность ученика |
Время (в мин.)
|
1 |
2 |
3 |
5 |
6 |
7 |
1 |
Организационный момент |
|
- Добрый день, ребята. Я загадаю вам загадку, а отгадку вы подарите друг другу. Есть у радости подруга В виде полукруга. ... Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день.
|
настраиваются на работу, заинтересовываются |
1 |
2 |
Обобщение ранее изученного. Актуализация опорных знаний и умений, формирование познавательных мотивов.
|
|
Обеспечить мотивацию и принятие учащимися цели урока, учебно-познавательной деятельности, актуализировать опорные знания и умения. Создает благоприятную эмоциональную атмосферу. Организуют работу по подготовке учащихся к знакомству и освоению нового учебного материала – Ребята, я предлагаю вам письменно продолжить начатые мною предложения (вопросы проецируются на интерактивную доску): СЛАЙД 2
– А теперь устно продолжите строчки из стихотворения поэта В.В.Маяковского (СЛАЙД 3) Крошка сын – Что вы можете сказать о лексическом значении слов, записанных в двух столбиках? -Такие слова называются антонимами. И сегодня на уроке мы узнаем, что такое антонимы, в чем их особенность, для чего они нужны и можно ли без них обойтись. Посмотрим, чем они необычны и интересны. Будем учиться находить антонимы в тексте и употреблять их в речи. |
Вспоминают определения основных лексических понятий
Дети записывают только продолжение предложений, потом проверяют по ответам, появившимся на экране, оценивая работу соседа по парте
Учащиеся продолжают стихотворение: Что такое хорошо
|
5 |
3 |
Изучение нового материала |
1.Термин «Антоним»
2. Словарь антонимов |
Создание условий для познавательной деятельности учащихся. 1.Анализ терминов. Гипертекстовое определение "Антонимы"
/Антонимы – (греч. αντί- «против» + όνομα «имя») — это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения./ -В каких терминах нам встречалась вторая часть этого слова? (Омоним, пароним, синоним). По-гречески часть «ним» означает «имя». Греческая приставка АНТИ- встречается во многих словах: антивирус, антибиотики, антиквар, антипатия, антитеза. 2.Обобщение и систематизация информации, подготовленной к уроку самостоятельно (анализ сообщений по теме (слайд 5, 6).
3. Работа со словарями. Правильно подобрать антонимы к словам нам помогут словари (слайд 7-8). Работа в группах: найти к слову антоним и составить с данной парой предложение 1группа-работает со словарем М.Р.Львова (слово «веселье») 2группа- работает со словарем О.А.Михайловой (слово «бедный») 3группа- работает со словарем Н.М.Меркурьевой (слово «мириться») 4группа- работает со словом «далеко», обращаясь к «Нашему Интернет- помощнику». (Ссылка на сайт http://www.gramota.ru/slovari/info/lv ).
|
Проявление познавательной инициативы, анализ, сопоставление.
Учащихся записывают термин и его определения в словарик (слайд 4).
Выступают ученики, подготовившие индивидуальные сообщения: 1-О видах антонимов 2- Антонимы в частях речи
Работают в группах со словарями |
10 |
|
ФИЗМИНУТКА |
|
Создание условий для психоэмоциональной разгрузки Зарядку проводит учитель. Он читает стихотворение Д. Чиарди «Прощальная игра». Во время чтения стихотворения дети называют антонимы к словам из этого стихотворения, а также повторяют за учителем движения.
Нам с тобой пришёл черёд Сыграть в игру «Наоборот». Скажу я слово «высоко», (Дети поднимают руки вверх) А ты ответишь («низко»). (Опускают руки вниз) Скажу я слово «далеко», (Протягивают руки вперед) А ты ответишь («близко»). (Ладонями закрывают глаза) Скажу я слово «потолок», (Поднимаются на носочки, тянут руки вверх) А ты ответишь («пол»). (Дети приседают) Скажу я слово «потерял», (Трясут руками) И скажешь ты («нашёл»). (Хлопают в ладоши) Скажу тебе я слово «трус», (Зажмуривают глаза) Ответишь ты («храбрец»). (Упираются руками в бока) Теперь «начало» я скажу. Ну, отвечай («конец»)! (Хлопают в ладоши). |
Выполняют движения за учителем |
3 |
4 |
Первичная проверка новых знаний и способов деятельности
|
|
Организация работы учащихся. Формирование коммуникативных умений. Выполнение тренировочных упражнений. 1.Работа с учебником. упр.362. 2. Работа с пословицами Издавна в устном народном творчестве люди использовали меткие, краткие фразы-пословицы и поговорки, где в большом количестве встречаются антонимы. Продолжи пословицу(слайд 9)
3. Восстановите пословицу, в которой встречаются антонимы (слайд 10): 1 ряд. труд-лень. 2 ряд. свет-тьма. 3 ряд. дело-потеха. |
Осмысление изученного материала. Планирование учебного сотрудничества |
10 |
5 |
Проверка полученных результатов. Коррекция полученных знаний. |
|
Оценивание успешности познавательной деятельности учащихся. Коррекция знаний. 1.Составление антонимичных пар согласно стилистической принадлежности анализируемых слов (Слайд 11) -Проверьте результат (слайд 12). Подберите антоним к слову «честность» 2. Подготовка к ГИА (работа со средствами выразительности) (слайды 13-14 ) А) Знакомство с понятием «контекстуальные синонимы» (слайд 13) -Как вы думаете, являются ли выделенные слова антонимами? Почему? Б) Знакомство с понятием «антитеза» (слайд 14) 3. Прочитайте стихотворение «Яблоко». Найдите слова-антонимы. Я считаю, что автор употребил 5 антонимичных пар, а как считаете вы? (слайд 15) У прохожих на виду Висело яблоко в саду. Ну, кому какое дело? Просто яблоко висело. Только конь сказал, что низко, А мышонок – высоко. Воробей сказал, что близко, А улитка – далеко. А телёнок озабочен Тем, что яблоко мало. А цыплёнок – тем, что очень Велико и тяжело. А котёнку всё равно. - Кислое, зачем оно? -Что вы? – шепчет червячок – Сладкий у него бочок.
|
Закрепление и дальнейшее осмысление изученного материала. |
10 |
6 |
Подведение итогов |
(слайд 16) |
Организует обсуждение обобщающего вывода -Давайте подведем итог нашего урока и обобщим знания об антонимах и их роли
|
Участвуют в беседе по обсуждению обобщающего вывода, оценивают свои результаты работы на уроке -Антонимы – это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения. Они используются в образной речи для создания контрастов и противопоставлений. |
3 |
7 |
Домашнее задание. |
(слайд 17) |
Объявление дифференцированного домашнего задания Дифференцированное домашнее задание (слайд 17): параграф 68, 1 группа – упражнение 357 (подобрать антонимы); 2 группа – упражнение 354 (найти антонимические пары); 3 группа – упражнение 352 (составить текст по опорным словам антонимам)
|
|
2 |
8 |
Рефлексия по достигнутым образовательным результатам.
|
(слайд 18) |
Мотивирует учащихся к участию в рефлексии |
Участие в рефлексии -Я узнал… - Было интересно… -Особенно понравилось… -Оказалось неожиданным… -Вызвало затруднение… - Было сложно… |
1 |
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ |
Название ресурса |
Тип, вид ресурса |
Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) |
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 |
Гипертекстовое определение "Антонимы"
|
демонстрационный |
текст |
Гипертекстовое определение "Антонимы"
|
2 |
Словарь «Антонимов» |
демонстрационный |
|