ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Русский язык как учебный предмет является основой школьного филологического образования. Изучение его на профильном уровне предполагает дальнейшую реализацию метапредметной образовательной функции этой дисциплины.
Важнейшей задачей курса является углубление и расширение знаний в области лингвистики.
Целями изучения русского языка на профильном уровне в средней (полной) школе являются:
- Расширение знаний о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и мира; формирование представлений о лингвистике как части общечеловеческой культуры;
- Расширение лингвистического кругозора;
- Систематизация и обобщение знаний по орфографии и пунктуации, повышение орфографической и пунктуационной грамотности;
- Овладение различными приёмами редактирования текстов;
- Приобретение опыта исследовательской деятельности, проведения лингвистического эксперимента;
- Развитие языкового вкуса, осознание роли русского языка в получении профильного высшего образования.
Содержание курса русского языка на профильном уровне в средней (полной) школе обусловлено нацеленностью образовательного процесса на достижение личностных, метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает совершенствование коммуникативной, языковой и лингвистической и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция предполагает целенаправленное формирование культуры устной и письменной речи, расширение опыта речевого общения, развитие способности оценивать речевую ситуацию, определять цели коммуникации.
Языковая и лингвистическая компетенции развиваются на основе углубления знаний о языке как знаковом устройстве, предполагают овладение системой знаний о литературной норме, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности.
Культуроведческая компетенция предполагает глубокое осознание старшеклассниками языка как формы выражения национальной культуры, осмысление связи языка и истории народа.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка на профильном уровне среднего (полного) общего образования в объёме 105 часов в 10 классе.
Личностными результатами освоения выпускниками средней (полной) школы программы профильного уровня по русскому языку являются:
- Осознание феномена родного языка как духовной, культурной, духовной основы личности;
- Представление о лингвистике как части общечеловеческой культуры,взаимосвязи языка и культуры;
- Стремление к речевому самосовершенствованию;
- Существенное увеличение словаря.
Метапредметными результатами являются:
1.владение всеми видами речевой деятельности в разных коммуникативных условиях;
2.готовность к получению профильного высшего образования;
3.способность пользоваться русским языком как средством получения знаний в разных областях современной науки.
Предметными результатами являются:
1.Владение всеми видами речевой деятельности;
2. представление об основных функциях языка;
3. освоение основных сведений о лингвистике как науке, о роли старославянского языка в развитии русского языка,
4.понимание системного устройства языка, взаимосвязи его уровней и единиц.
В соответствии с выделенными компетенциями структурируется содержание программы. Она состоит из 5 тематических блоков, в каждом из которых представлен материал, обеспечивающий развитие и совершенствование соответствующих знаний , умений и навыков.
Содержание программы.
Раздел 1. Введение в науку о языке.(12 часов).
Раздел 2 Языковая система. (67 часов).
Фонетический уровень – 9 часов
Лексический уровень – 14 часов
Морфемный уровень – 12 часов
Морфологический уровень – 15 часов
Синтаксический уровень – 17 часов
3.Раздел 3. Функциональная стилистика – 9 часов
4. Раздел 4. Культура речи – 9 часов
5. Раздел 5.Речь. Речевое общение. – 8 часов.
Срок действия программы – 1 год.
- Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Современная риторика. Ростов, «Феникс» ,1978
- Власенков А. И.,Рыбченкова Л. М.Методические рекомендации к учебному пособию «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи.» 10 -11 классы. – М., Просвещение, 1994.
- Галлингер И. В.Культура речи. Нормы русского литературного языка. М., Просвещение, 1994.
- Горбачевич А. С. Нормы современного русского литературного языка. М. Просвещение, 1978
- Розенталь Д. З.,Голуб И.Б. Секреты стилистики. – М.,Ральф, 1996.
- Смирнова Л. Г. Культура русской речи. ОО ГИД «Русское слово»,2004