сайт учителя русского языка и литературы Карасёвой В.И
your slogan
Воскресенье, 05.05.2024, 13:57


Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Праздник Славянской писменности. Регистрация Вход
Меню сайта

Форма входа

СЦЕНАРИЙ

лингвистического праздника, посвящённого

ДНЮ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ

Цель праздника:

·       сохранение подлинной языковой культуры

·       развитие у подростков лингвистического и исторического мышления

·       воспитание бережного отношения к языку и его ценностям.

В качестве наглядных пособий и реквизита предлагается использовать «древние» свитки; буквы славянской азбуки, изготовленные из картона; эмблемы праздника; костюмы для композиций и постановок и т.д.

Для оформления зала могут быть подготовлены большие стилизованные «старинные» свитки с древними славянскими письменами (например, словами из «Азбучной молитвы»), плакаты с изображением букв славянской азбуки. Для создания праздничной атмосферы в зал могут быть принесены цветы и разноцветные шары.

Иван Бунин «Слово»

Молчат гробницы, мумии и кости,-

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бесценный – речь.


1-й ведущий: Ежегодно 24 мая мы отмечаем праздник, посвященный Дню Славянской письменности и культуры, и  отмечают его во всех  славянских странах. В этот день мы вспоминаем создателей славянского алфавита - великих просветителей Кирилла и Мефодия.

 

2-й ведущий: До Кирилла и Мефодия большинство народов в те времена не могло прочитать Священное Писание на родном языке - богослужения велись на латинском языке. Не было тогда и у наших предков славян своей письменности.

3-й ведущий: Кирилл и Мефодий на основе греческого письма создали Первый Славянский Алфавит и перевели Евангелие на славянский язык.

4й ведущий: Создатели славянской письменности  писали и переводили евангельские проповеди, притчи, апостольские послания и богослужебные тексты, просвещали славян в Моравии.

1-й ведущий: Жизнь великих братьев была служением славянской культуре,

служением Богу. Святые братья искали жизни с Богом более чем славы среди

людей.

2-й ведущий: Они оставили важные государственные дела и стали монахами, богословами - учителями веры в Бога.

3-й ведущий: Братья - Константин (после принятия монашеского сана Кирилл) и Мефодий родились в византийском городе Солуни в семье военачальника, детство великих славянских просветителей прошло в двуязычной среде – мать была гречанка, отец - болгарин.

Сценка №1.Детство Кирилла и Мефодия.

 

4й ведущий: Всё население Солуни говорило на двух языках, только латинский язык не был известен солунцам.

1-й ведущий: В доме отца великих братьев среди немногочисленных книг

 была "Энеида” Вергилия на латинском языке. Эту книгу о странствиях троянца Энея решил прочитать младший из братьев, Кирилл. Он раскрывал увесистый том, но старинные стихи, написанные на чужом языке, оставались непонятными.

2-й ведущий: После долгих поисков Кириллу, наконец, посчастливилось встретить приезжего человека, знавшего латинскую грамматику.

Сценка №2.

 (На сцену выходят «Кирилл» и «Приезжий человек»)

"Кирилл”: Я слышал, что Вы хорошо знаете латинскую грамоту. А мне хотелось бы прочитать книгу, написанную на латыни.

"Приезжий человек”: Зачем тебе это нужно? Да, я понимаю латинскую грамоту и мог бы пояснить тебе каждую фразу. Но зачем? Взгляни на меня. Ты думаешь, мне много пользы от того, что я читал премудрые книги? Я потому и переехал сюда, в незнакомый город, чтобы никто не лез ко мне с учеными разговорами. Люди должны пахать землю, сеять хлеб, делать полезные вещи. И я поклялся никого больше не учить ни грамматике, ни другим наукам.

"Кирилл”: И все же я хочу понять то, что написано в мудрых книгах.

"Приезжий человек”:  Попробуй. Только я тебе в этом не помощник.

("Кирилл” и "Приезжий "уходят, затем вновь возвращаются)

3-й ведущий: Через год приезжий человек повстречал Кирилла.

"Приезжий человек”:  Послушай мальчик! Ты по-прежнему хочешь, чтобы

я научил тебя премудростям латыни? Или уже забыл о своём желании?

"Кирилл”: Я не забыл, но теперь я изучаю латинский язык сам.

"Приезжий человек”: Как можно самому научиться незнакомому языку?

"Кирилл”: Я взял книгу Григория Богослова на греческом и на латыни и,

сопоставляя их фразу с фразой, уяснил уже многое. Теперь не только "Энеида”,

но и другие латинские книги мне понятны.

("Кирилл” и "Приезжий "уходят за кулисы)

 

4-й ведущий: Так ещё в детстве Константин обручился с богиней мудрости

Софией, которую в семилетнем возрасте увидел в пророческом сне - теперь

для него знания, книги стали смыслом всей жизни.

1-й ведущий: В дальнейшем Константин получил блестящее образование

при императорском дворце в столице Византии – Константинополе. Быстро

изучил грамматику, арифметику, геометрию, астрономию, музыку, знал 22 языка.

Он стал одним из самых образованных людей Византии, за великую мудрость

его прозвали Философом.

2-й ведущий: По поручению византийского императора Михаила-III Кирилл

приступил к созданию Славянской Азбуки. Но создание письменности –

непосильная задача для одного человека. Поэтому Кирилл отправился в

монастырь к своему старшему брату - Мефодию. Брат Мефодий был его                                          единомышленником.

3-й ведущий Подобно отцу, Мефодий посвятил свою жизнь военной

службе. Отказавшись усмирять восстание славян, Мефодий

ушел с военной службы и удалился в монастырь. Мефодия увлекла идея создания письменности для славян, предложенная ему младшим братом.

1-й ведущий: После создания Азбуки братья приступили к переводу

церковных книг на язык славян.

4-й ведущий:  Деятельность братьев быстро вышла за пределы, указанные им византийским императором. Кирилл и Мефодий усердно просвещали славян, обучали людей грамоте и основывали новые церкви.

1-й ведущий:  В 863 году зазвучало слово Божие в моравских городах и селениях на родном, славянском языке, а не на чужом и непонятном – латинском, создавались письмена, светские книги. Началось славянское летописание!

      Стихотворение

            Плывут, в полумраке светясь,

            Торжественно – строгие строки,

            Литая славянская вязь.

            Так вот где, так вот где впервые

            Обрёл у подножия гор

            Под огненным знаком Софии

            Алмазную твёрдость глагол.

            Великое таинство звука,

            Презревшее тленье и смерть,

            На синих днепровских излуках

            Качнуло недвижную твердь.

            И Русь над водой многопенной,

            Открытая вольным ветрам,

           «Я есмь!» - заявила Вселенной,

           «Я есмь!» - заявила векам.

1-й ведущий: В течение трех лет Кирилл и Мефодий трудились в Моравии.

Они воспитали немало учеников, которые внесли большой вклад в историю

славянской письменности и культуры. Всю жизнь солунские братья посвятили

учению, знаниям, служению славянам, не придавая значения почестям и славе,

терпя порой злобу, клевету, гонения.

2-й ведущий:

Младший Константин много читал, размышлял, писал проповеди, переводил, а

старший Мефодий был хорошим организатором, «издавал» книги, руководил

школой учеников.

1-й ведущий: Константину не суждено было вернуться на родину. Когда они

 приехали в Рим, он тяжело заболел, принял монашеский постриг, получил имя

Кирилл и через несколько часов скончался. С этим именем он и остался жить в

светлой памяти потомков. Похоронен в Риме.

2-й ведущий: Мефодий позже занимался переводческой, просветительской

работой, был учителем до самых последних дней. Умер и похоронен в Моравии.

1-й ведущий: Ученики Кирилла и Мефодия открывают свои школы, и к концу

IХ века уже тысячи людей читают и пишут на старославянском языке.

Каждая буква кириллицы была особенной. Она имела имя: А – аз, Б – буки,

В – веди, Г – глаголь, Д – добро, Е – есте, Ж – живете, З – зело, земля, Л – люди,

М – мыслете, П – покой, Р – рцы, речь, С – слово, Т – твёрдо…

2-й ведущий: Некоторые названия букв старославянской азбуки до сих пор

 используются в устойчивых оборотах – фразеологизмах:

Знать на ять – знать досконально, на отлично.

Прописать ижицу – проучить как следует, высечь, наказать.

Стоять фертом  - стоять руки в боки, как буква Ф

Сперва аз да буки, а потом и науки – т.е. сначала азбуку надо выучить,

а потом заниматься науками.

 

2-й ведущий: Славянский алфавит просуществовал на Руси неизменным

более семи столетий. Его создатели постарались, чтобы каждая буква первой

русской азбуки была простой и четкой, легкой для письма.

1-й ведущий: Лишь в царствование Петра Первого славянская азбука была заменена «гражданской», были внесены изменения в алфавит. Царским указом велено

было упростить правописание и отменить буквы "юс малый”, "юс большой”,

"кси”, "пси”, "зело”, "омегу”, которые стали обузой в русском алфавите.

 

Поиск

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz