СЦЕНАРИЙ
лингвистического праздника,
посвящённого
ДНЮ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ
И КУЛЬТУРЫ
Цель праздника:
·
сохранение
подлинной языковой культуры
·
развитие
у подростков лингвистического и исторического мышления
·
воспитание
бережного отношения к языку и его ценностям.
В
качестве наглядных пособий и реквизита предлагается использовать
«древние» свитки; буквы славянской азбуки, изготовленные из картона; эмблемы
праздника; костюмы для композиций и постановок и т.д.
Для
оформления зала могут
быть подготовлены большие стилизованные «старинные» свитки с древними
славянскими письменами (например, словами из «Азбучной молитвы»), плакаты с
изображением букв славянской азбуки. Для создания праздничной атмосферы в зал
могут быть принесены цветы и разноцветные шары.
Иван Бунин «Слово»
Молчат гробницы, мумии и кости,-
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бесценный – речь.
1-й ведущий: Ежегодно 24 мая мы отмечаем праздник,
посвященный Дню Славянской письменности и культуры, и отмечают его во всех славянских странах. В этот день мы вспоминаем
создателей славянского алфавита - великих просветителей Кирилла и Мефодия.
2-й ведущий: До Кирилла и Мефодия большинство
народов в те времена не могло прочитать Священное Писание на родном языке -
богослужения велись на латинском языке. Не было тогда и у наших предков славян
своей письменности.
3-й ведущий: Кирилл и Мефодий на основе греческого
письма создали Первый Славянский Алфавит и перевели Евангелие на славянский
язык.
4й ведущий: Создатели славянской письменности
писали и переводили евангельские проповеди, притчи, апостольские послания
и богослужебные тексты, просвещали славян в Моравии.
1-й ведущий: Жизнь великих братьев была служением
славянской культуре,
служением Богу. Святые братья искали жизни с Богом более чем славы
среди
людей.
2-й ведущий: Они оставили важные государственные
дела и стали монахами, богословами - учителями веры в Бога.
3-й ведущий: Братья - Константин (после принятия
монашеского сана Кирилл) и Мефодий родились в византийском городе Солуни в
семье военачальника, детство великих славянских просветителей прошло в
двуязычной среде – мать была гречанка, отец - болгарин.
Сценка №1.Детство Кирилла и
Мефодия.
4й ведущий: Всё население Солуни говорило на двух
языках, только латинский язык не был известен солунцам.
1-й ведущий: В доме отца великих братьев среди
немногочисленных книг
была "Энеида” Вергилия на
латинском языке. Эту книгу о странствиях троянца Энея решил прочитать младший
из братьев, Кирилл. Он раскрывал увесистый том, но старинные стихи, написанные
на чужом языке, оставались непонятными.
2-й ведущий: После долгих поисков Кириллу, наконец,
посчастливилось встретить приезжего человека, знавшего латинскую грамматику.
Сценка №2.
(На сцену выходят «Кирилл» и «Приезжий человек»)
"Кирилл”: Я слышал, что Вы хорошо знаете латинскую грамоту. А мне хотелось
бы прочитать книгу, написанную на латыни.
"Приезжий человек”: Зачем тебе это нужно? Да,
я понимаю латинскую грамоту и мог бы пояснить тебе каждую фразу. Но зачем?
Взгляни на меня. Ты думаешь, мне много пользы от того, что я читал премудрые
книги? Я потому и переехал сюда, в незнакомый город, чтобы никто не лез ко мне с
учеными разговорами. Люди должны пахать землю, сеять хлеб, делать полезные
вещи. И я поклялся никого больше не учить ни грамматике, ни другим наукам.
"Кирилл”: И все же я хочу понять то, что написано в мудрых книгах.
"Приезжий человек”: Попробуй. Только я
тебе в этом не помощник.
("Кирилл” и "Приезжий "уходят, затем вновь возвращаются)
3-й ведущий: Через год приезжий человек повстречал
Кирилла.
"Приезжий человек”: Послушай мальчик! Ты
по-прежнему хочешь, чтобы
я научил тебя премудростям латыни? Или уже забыл о своём желании?
"Кирилл”: Я не забыл, но теперь я изучаю латинский язык сам.
"Приезжий человек”: Как можно самому научиться
незнакомому языку?
"Кирилл”: Я взял книгу Григория Богослова на греческом и на латыни и,
сопоставляя их фразу с фразой, уяснил уже многое. Теперь не только
"Энеида”,
но и другие латинские книги мне понятны.
("Кирилл” и "Приезжий "уходят за кулисы)
4-й ведущий: Так ещё в детстве Константин обручился
с богиней мудрости
Софией, которую в семилетнем возрасте увидел в пророческом сне -
теперь
для него знания, книги стали смыслом всей жизни.
1-й ведущий: В дальнейшем Константин получил
блестящее образование
при императорском дворце в столице Византии – Константинополе.
Быстро
изучил грамматику, арифметику, геометрию, астрономию, музыку, знал
22 языка.
Он стал одним из самых образованных людей Византии, за великую
мудрость
его прозвали Философом.
2-й ведущий: По поручению византийского императора
Михаила-III Кирилл
приступил к созданию Славянской Азбуки. Но создание письменности –
непосильная задача для одного человека. Поэтому Кирилл отправился
в
монастырь к своему старшему брату - Мефодию. Брат Мефодий был
его
единомышленником.
3-й ведущий Подобно отцу, Мефодий посвятил свою
жизнь военной
службе. Отказавшись усмирять восстание славян, Мефодий
ушел с военной службы и удалился в монастырь. Мефодия увлекла идея
создания письменности для славян, предложенная ему младшим братом.
1-й ведущий: После создания Азбуки братья
приступили к переводу
церковных книг на язык славян.
4-й ведущий:
Деятельность братьев быстро вышла за пределы, указанные им византийским
императором. Кирилл и Мефодий усердно просвещали славян, обучали людей грамоте
и основывали новые церкви.
1-й ведущий: В 863 году зазвучало слово
Божие в моравских городах и селениях на родном, славянском языке, а не на чужом
и непонятном – латинском, создавались письмена, светские книги. Началось
славянское летописание!
Стихотворение
Плывут,
в полумраке светясь,
Торжественно
– строгие строки,
Литая
славянская вязь.
Так
вот где, так вот где впервые
Обрёл
у подножия гор
Под
огненным знаком Софии
Алмазную
твёрдость глагол.
Великое
таинство звука,
Презревшее
тленье и смерть,
На
синих днепровских излуках
Качнуло
недвижную твердь.
И
Русь над водой многопенной,
Открытая
вольным ветрам,
«Я
есмь!» - заявила Вселенной,
«Я
есмь!» - заявила векам.
1-й ведущий: В течение трех лет Кирилл и Мефодий
трудились в Моравии.
Они воспитали немало учеников, которые внесли большой вклад в
историю
славянской письменности и культуры. Всю жизнь солунские братья
посвятили
учению, знаниям, служению славянам, не придавая значения почестям
и славе,
терпя порой злобу, клевету, гонения.
2-й ведущий:
Младший Константин много читал, размышлял, писал проповеди,
переводил, а
старший Мефодий был хорошим организатором, «издавал» книги, руководил
школой учеников.
1-й ведущий: Константину не суждено было вернуться на
родину. Когда они
приехали в Рим, он тяжело
заболел, принял монашеский постриг, получил имя
Кирилл и через несколько часов скончался. С этим именем он и
остался жить в
светлой памяти потомков. Похоронен в Риме.
2-й ведущий: Мефодий позже занимался переводческой,
просветительской
работой, был учителем до самых последних дней. Умер и похоронен в
Моравии.
1-й ведущий: Ученики Кирилла и Мефодия открывают
свои школы, и к концу
IХ века уже тысячи людей читают и пишут на старославянском языке.
Каждая буква кириллицы была особенной. Она имела имя: А – аз, Б –
буки,
В – веди, Г – глаголь, Д – добро, Е – есте, Ж – живете, З – зело,
земля, Л – люди,
М – мыслете, П – покой, Р – рцы, речь, С – слово, Т – твёрдо…
2-й ведущий: Некоторые названия букв старославянской
азбуки до сих пор
используются в устойчивых
оборотах – фразеологизмах:
Знать на ять – знать досконально, на отлично.
Прописать ижицу – проучить как следует, высечь, наказать.
Стоять фертом - стоять руки в боки, как буква Ф
Сперва аз да буки, а потом и науки – т.е.
сначала азбуку надо выучить,
а потом заниматься науками.
2-й ведущий: Славянский алфавит просуществовал на
Руси неизменным
более семи столетий. Его создатели постарались, чтобы каждая буква
первой
русской азбуки была простой и четкой, легкой для письма.
1-й ведущий: Лишь в царствование Петра Первого
славянская азбука была заменена «гражданской», были внесены изменения в алфавит.
Царским указом велено
было упростить правописание и отменить буквы "юс малый”, "юс
большой”,
"кси”, "пси”, "зело”, "омегу”, которые стали обузой в русском
алфавите.