Урок-концерт
в 5 классе по теме: "В гостях у дедушки Крылова"
Цели
урока:
развитие и совершенствование навыков и умений
выразительного чтения, инсценирования, анализа игры "артистов”;
обобщить знания учащихся по теме "Басня”;
вызвать интерес к басням, желание читать их.
Оборудование:
портрет И.А. Крылова;
выставка книг о Крылове и детских рисунков по
басням;
презентация
ХОД
УРОКА
Вступительное
слово учителя:
- Ребята, сегодня у нас заключительный урок по
басням И.А.Крылова. Мы с вами поучимся выразительно читать и инсценировать
басни Крылова, познакомимся с его новыми баснями и баснями его последователей.
Обобщим знания по теме "Басня”. Я надеюсь, что этот урок вызовет у вас интерес
к басням и желание их читать.
Презентация
Иван Андреевич Крылов… Всмотритесь в его
портрет. Образ дедушки Крылова возникает уже в детском воображении и кажется
бесконечно близким и родным, чем-то напоминающим рождественского Деда Мороза.
Он неожиданно появляется где-то рядом с чудесными сказками и первыми вашими
книжками. И вы даже не задумываетесь над тем, кто он - писатель, драматург или
баснописец. И только потом, позже, мы осознаем, что И.А.Крылов - прежде всего
замечательный русский баснописец.
Ни один литератор не пользовался такой славой,
как он и его басни. Высоко оценил его творчество А.С.Пушкин, назвав Крылова
"Самым народным поэтом, превзошедшим всех баснописцев”.
Прошло много лет со дня рождения Крылова. А
темы его басен актуальны и в наши дни. Мы читаем и будем читать их. Потому что
его басни помогают нам узнать жизнь, учат любить свое отечество, помогают
бороться с недостатками.
Разве среди нас нет таких беспечных лентяев,
как стрекоза, таких, которые не могут понять, что такое дружная работа? Этим
ребятам так и хочется напомнить басню "Лебедь, Щука и Рак”.
Сегодня у нас урок-концерт. Перед нами вновь
пройдут герои Крыловских басен. Входным билетом на концерт станут ваши знания
по творчеству И.А.Крылова.
I
вопрос. В чем особенность жанра басни?
Ответ:
басня - это короткий занимательный рассказ в стихах или прозе, в котором
заключен иной, скрытый аллегорический смысл. Герои басни - животные, растения,
предметы, люди. Они олицетворяют собой определенные качества: Волк -
жестокость, жадность, грубость. Лиса - хитрость, лицемерие. Осел - тупость,
невежество. В басне в начале или в конце есть нравоучительный вывод, главная
мысль басни - мораль.
2
вопрос. Откуда берет свои истоки басня?
Ответ:
впервые басню мы находим в древнейших памятниках письменности Египта, Индии,
Древней Греции. За шесть веков до нашей эры был создан прозаический сборник
басен древнегреческого баснописца Эзопа. Этот сборник обошел весь мир. В 17
веке блестяще разработал басню как жанр выдающийся французский поэт-баснописец
Лафонтен.
На русской земле басню мы встречаем в
древнейших памятниках письменности, начиная с летописей. "Притча Эзопова” -
первая нецерковная печатная книга (при Петре I в 1700 г.) Далее, в XYIII веке,
жизнь басни продолжили Кантемир и Сумароков. Она сделалась в это время самой
распространенной, не уступая даже оде. Позже продолжил традиции баснописцев
Дмитриев. Это он, прочитав в 1806 г. переводы басен Крылова, скажет: "Это ваш
род, вы нашли его”.
3
вопрос. Почему Крылов обращается к басенному жанру?
Ответ:
он был непримирим к недостаткам человеческой жизни. Басня помогала ему
высмеивать скупость, лживость, лицемерие и хвастовство.
Учитель:
- А сейчас викторина покажет, как вы знает
басни А.И.Крылова.
ВИКТОРИНА
Из
какой басни эти строки?
"У сильного всегда бессильный виноват” ("Волк
и Ягненок”).
"Ты все пела? Это дело:
Так
пойди же, попляши!” ("Стрекоза и Муравей”).
"Прощай, хозяйские горшки” (Обоз”)
"Ай, Моська! Знать она сильна,
Что
лает на Слона” ("Слон и Моська”).
"Бессильному не смейся,
И
слабого обидеть не моги!” ("Лев и Комар”).
"А Васька слушает да ест” ("Кот и Повар”).
"А вы, друзья, как ни садитесь,
Все
в музыканты не годитесь!” ("Квартет”).
"Сильнее кошки зверя нет” ("Мышь и крыса”).
"Хоть вы охрипнете, хваля друг дружку, -
Все
ваша музыка плоха!” ("Кукушка и петух”).
"Быть сильным хорошо, быть умным лучше” ("Лев
и человек”).
Учитель:
- Викторина показала, что вы знаете басни
Крылова. Эти слова стали крылатыми, превратившись в пословицы и поговорки.
Будем считать, что ваши знания - это входной
билет на концерт. Помните, что на этом уроке вы не ученики, а зрители и
артисты. Задача зрителей - тепло встречать артистов. Задача артистов - серьезно
сыграть свою роль, суметь голосом и движениями передать характер своего героя.
Наша классная комната - это большой концертный зал с хрустальными люстрами,
мягкими креслами, партером и балконом. Место у доски - сцена.
Начинаем
наш творческий отчёт.
Басня
"Кукушка и Петух”. Действующие лица и исполнители: Петух, Кукушка, Воробей.
Учитель:
- Первое отделение концерта закончено.
Пользуясь антрактом, я бы хотела взять интервью у "артистов”.
I
вопрос. Что высмеивает автор в своей басне?
Ответ:
здесь разыгрывается целое представление, в котором речь идет как бы о
музыкальных способностях, но на самом деле автор едко высмеивает тех, кто
льстит, преследуя свои цели. Высмеивается невежество.
2
вопрос. Какими вы представляете себе героев басни?
Ответ:
кукушка - это серая невзрачная птичка. Петух называет ее красавицей.
Однообразное "ку-ку” сравнивает с песнями соловья. Петуха кукушка называет "мой
милый петушок”, "мой куманек”. Она утверждает, что он поет "лучше райской
птички”, хотя райская птичка отличается красивым опереньем, но не пеньем.
3
вопрос. Встречали ли вы в жизни таких "петухов” и "кукушек”?
Ответ:
Да. Чтобы преуспеть в жизни, некоторые льстят, подхалимничают.
4
вопрос. Кому вы отдадите свои зрительские симпатии?
Учитель:
- Своей басней Крылов предостерегает нас от
таких людей.
Ведущий: - Продолжаем наш концерт.
Учитель: Эти маленькие рассказы вошли в первый
букварь для детей, созданный Л.Н.Толстым. По этим рассказам и вы учились
читать, узнали, что такое хорошо и что такое плохо.
Сегодня тоже продолжает развиваться жанр
басни. И некоторые ребята подготовили инсценировки по современным басням.
В последние годы С.Михалков возродил басенный
жанр. Он нашел интересный стиль современной басни. Давайте послушаем его
побасенки.
Ведущий: "Зеркало”, читает …
Учитель: Кого тебе напоминает носорог?
Ответ:
Ребят, которые любят передразнивать, придумывать клички. Они не замечают, что в
этот момент выглядят глупо.
- Что бы ты посоветовал им?
Ответ:
Не быть такими и не обращать внимание на таких "носорогов”.
Ведущий: "Захваленная певунья”, читает…
Учитель: Как ты понял эту басню?
Ответ:
Талант не приходит сам собой. Он зарабатывается трудом. И если не продолжать
трудиться, он уйдет.
- А к нам, ученикам, применима эта басня?
Ответ:
Да, если, например, ты достиг успеха в математике, это не значит, что не надо
ею заниматься. Надо продолжать тренировать свою память. Иначе вскоре будешь так
же "чирикать” над ней.
Ведущий: "Ломака”, читает…
Учитель: В жизни встречаются такие ломаки?
Ответ:
Да, это зазнайки. Они считают себя умнее, лучше всех. Они недоступны
окружающим. Но на самом деле они глупы и недалеки.
- Кому из 3-х чтецов вы отдадите свои
зрительские симпатии?
Учитель: Поучительны басни Л.Толстого и
С.Михалкова. Но, надо прямо сказать, (не в обиду этим писателям: они талантливы
в других жанрах), пока И.А.Крылов никем не превзойден. Ни одному из писателей
не удалось внести в свои басни столько подлинного духа, столько правды!
Мы справедливо сегодня повторяем слова
Пушкина: "Крылов - самый народный поэт, превзошедший всех баснописцев”.
Высоко оценил творчество великого баснописца
Исаковский.
Стихотворением Исаковского мы завершаем свой
урок:
Кто не слыхал его живого слова?
Кто
в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные
творения Крылова
Мы
с каждым годом любим все сильней.
Со
школьной парты с ними мы сживались,
В
те дни букварь постигшие едва.
И
в памяти навеки оставались
Крылатые
крыловские слова.
Сокровищница
мудрости народной
В
них людям открывалась до конца,
И
голос их, прямой и благородный,
К
добру и правде призывал сердца.
Все
знал и видел ум певца пытливый,
Всего
сильней желая одного,
Чтоб
жили жизнью вольной и счастливой
Народ
его и родина его.
Учитель: Закончился наш концерт. А нам не
хочется расставаться с героями удивительного баснописца и его последователей. В
школьной программе мы больше не встретимся с произведениями И.А.Крылова. Но не
проходите мимо его книг. Пусть томик с баснями Крылова станет вашей настольной
книгой, так как басни учат нас человечности, непримиримости к недостаткам.
Домашнее
задание: сочинение-миниатюра "В гостях у дедушки Крылова”.
|