сайт учителя русского языка и литературы Карасёвой В.И
your slogan
Воскресенье, 05.05.2024, 22:08


Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Урок-концерт в 5 классе по теме: "В гостях у дедушки Крылова" Регистрация Вход
Меню сайта

Форма входа

Урок-концерт в 5 классе по теме: "В гостях у дедушки Крылова"

 

Цели урока:

 

 развитие и совершенствование навыков и умений выразительного чтения, инсценирования, анализа игры "артистов”;

 

 обобщить знания учащихся по теме "Басня”;

 

 вызвать интерес к басням, желание читать их.

 

Оборудование:

 

 портрет И.А. Крылова;

 

 выставка книг о Крылове и детских рисунков по басням;

 

 презентация

 

ХОД УРОКА

 

Вступительное слово учителя:

 

 - Ребята, сегодня у нас заключительный урок по басням И.А.Крылова. Мы с вами поучимся выразительно читать и инсценировать басни Крылова, познакомимся с его новыми баснями и баснями его последователей. Обобщим знания по теме "Басня”. Я надеюсь, что этот урок вызовет у вас интерес к басням и желание их читать.

 

 Презентация

 

 Иван Андреевич Крылов… Всмотритесь в его портрет. Образ дедушки Крылова возникает уже в детском воображении и кажется бесконечно близким и родным, чем-то напоминающим рождественского Деда Мороза. Он неожиданно появляется где-то рядом с чудесными сказками и первыми вашими книжками. И вы даже не задумываетесь над тем, кто он - писатель, драматург или баснописец. И только потом, позже, мы осознаем, что И.А.Крылов - прежде всего замечательный русский баснописец.

 

 Ни один литератор не пользовался такой славой, как он и его басни. Высоко оценил его творчество А.С.Пушкин, назвав Крылова "Самым народным поэтом, превзошедшим всех баснописцев”.

 

 Прошло много лет со дня рождения Крылова. А темы его басен актуальны и в наши дни. Мы читаем и будем читать их. Потому что его басни помогают нам узнать жизнь, учат любить свое отечество, помогают бороться с недостатками.

 

 Разве среди нас нет таких беспечных лентяев, как стрекоза, таких, которые не могут понять, что такое дружная работа? Этим ребятам так и хочется напомнить басню "Лебедь, Щука и Рак”.

 

 Сегодня у нас урок-концерт. Перед нами вновь пройдут герои Крыловских басен. Входным билетом на концерт станут ваши знания по творчеству И.А.Крылова.

 

I вопрос. В чем особенность жанра басни?

 

Ответ: басня - это короткий занимательный рассказ в стихах или прозе, в котором заключен иной, скрытый аллегорический смысл. Герои басни - животные, растения, предметы, люди. Они олицетворяют собой определенные качества: Волк - жестокость, жадность, грубость. Лиса - хитрость, лицемерие. Осел - тупость, невежество. В басне в начале или в конце есть нравоучительный вывод, главная мысль басни - мораль.

 

2 вопрос. Откуда берет свои истоки басня?

 

Ответ: впервые басню мы находим в древнейших памятниках письменности Египта, Индии, Древней Греции. За шесть веков до нашей эры был создан прозаический сборник басен древнегреческого баснописца Эзопа. Этот сборник обошел весь мир. В 17 веке блестяще разработал басню как жанр выдающийся французский поэт-баснописец Лафонтен.

 

 На русской земле басню мы встречаем в древнейших памятниках письменности, начиная с летописей. "Притча Эзопова” - первая нецерковная печатная книга (при Петре I в 1700 г.) Далее, в XYIII веке, жизнь басни продолжили Кантемир и Сумароков. Она сделалась в это время самой распространенной, не уступая даже оде. Позже продолжил традиции баснописцев Дмитриев. Это он, прочитав в 1806 г. переводы басен Крылова, скажет: "Это ваш род, вы нашли его”.

 

3 вопрос. Почему Крылов обращается к басенному жанру?

 

Ответ: он был непримирим к недостаткам человеческой жизни. Басня помогала ему высмеивать скупость, лживость, лицемерие и хвастовство.

 

 Учитель:

 

 - А сейчас викторина покажет, как вы знает басни А.И.Крылова.

 

ВИКТОРИНА

 

Из какой басни эти строки?

 

 "У сильного всегда бессильный виноват” ("Волк и Ягненок”).

 

 "Ты все пела? Это дело:

Так пойди же, попляши!” ("Стрекоза и Муравей”).

 

 "Прощай, хозяйские горшки” (Обоз”)

 

 "Ай, Моська! Знать она сильна,

Что лает на Слона” ("Слон и Моська”).

 

 "Бессильному не смейся,

И слабого обидеть не моги!” ("Лев и Комар”).

 

 "А Васька слушает да ест” ("Кот и Повар”).

 

 "А вы, друзья, как ни садитесь,

Все в музыканты не годитесь!” ("Квартет”).

 

 "Сильнее кошки зверя нет” ("Мышь и крыса”).

 

 "Хоть вы охрипнете, хваля друг дружку, -

Все ваша музыка плоха!” ("Кукушка и петух”).

 

 "Быть сильным хорошо, быть умным лучше” ("Лев и человек”).

 

 Учитель:

 

 - Викторина показала, что вы знаете басни Крылова. Эти слова стали крылатыми, превратившись в пословицы и поговорки.

 

 Будем считать, что ваши знания - это входной билет на концерт. Помните, что на этом уроке вы не ученики, а зрители и артисты. Задача зрителей - тепло встречать артистов. Задача артистов - серьезно сыграть свою роль, суметь голосом и движениями передать характер своего героя. Наша классная комната - это большой концертный зал с хрустальными люстрами, мягкими креслами, партером и балконом. Место у доски - сцена.

 

Начинаем наш творческий отчёт.

 

Басня "Кукушка и Петух”. Действующие лица и исполнители: Петух, Кукушка, Воробей.

 

 Учитель:

 

 - Первое отделение концерта закончено. Пользуясь антрактом, я бы хотела взять интервью у "артистов”.

 

I вопрос. Что высмеивает автор в своей басне?

 

Ответ: здесь разыгрывается целое представление, в котором речь идет как бы о музыкальных способностях, но на самом деле автор едко высмеивает тех, кто льстит, преследуя свои цели. Высмеивается невежество.

 

2 вопрос. Какими вы представляете себе героев басни?

 

Ответ: кукушка - это серая невзрачная птичка. Петух называет ее красавицей. Однообразное "ку-ку” сравнивает с песнями соловья. Петуха кукушка называет "мой милый петушок”, "мой куманек”. Она утверждает, что он поет "лучше райской птички”, хотя райская птичка отличается красивым опереньем, но не пеньем.

 

3 вопрос. Встречали ли вы в жизни таких "петухов” и "кукушек”?

 

Ответ: Да. Чтобы преуспеть в жизни, некоторые льстят, подхалимничают.

 

4 вопрос. Кому вы отдадите свои зрительские симпатии?

 

 Учитель:

 

 - Своей басней Крылов предостерегает нас от таких людей.

 

 Ведущий: - Продолжаем наш концерт.

 

 Учитель: Эти маленькие рассказы вошли в первый букварь для детей, созданный Л.Н.Толстым. По этим рассказам и вы учились читать, узнали, что такое хорошо и что такое плохо.

 

 Сегодня тоже продолжает развиваться жанр басни. И некоторые ребята подготовили инсценировки по современным басням.

 

 В последние годы С.Михалков возродил басенный жанр. Он нашел интересный стиль современной басни. Давайте послушаем его побасенки.

 

 Ведущий: "Зеркало”, читает …

 

 Учитель: Кого тебе напоминает носорог?

 

Ответ: Ребят, которые любят передразнивать, придумывать клички. Они не замечают, что в этот момент выглядят глупо.

 

 - Что бы ты посоветовал им?

 

Ответ: Не быть такими и не обращать внимание на таких "носорогов”.

 

 Ведущий: "Захваленная певунья”, читает…

 

 Учитель: Как ты понял эту басню?

 

Ответ: Талант не приходит сам собой. Он зарабатывается трудом. И если не продолжать трудиться, он уйдет.

 

 - А к нам, ученикам, применима эта басня?

 

Ответ: Да, если, например, ты достиг успеха в математике, это не значит, что не надо ею заниматься. Надо продолжать тренировать свою память. Иначе вскоре будешь так же "чирикать” над ней.

 

 Ведущий: "Ломака”, читает…

 

 Учитель: В жизни встречаются такие ломаки?

 

Ответ: Да, это зазнайки. Они считают себя умнее, лучше всех. Они недоступны окружающим. Но на самом деле они глупы и недалеки.

 

 - Кому из 3-х чтецов вы отдадите свои зрительские симпатии?

 

 Учитель: Поучительны басни Л.Толстого и С.Михалкова. Но, надо прямо сказать, (не в обиду этим писателям: они талантливы в других жанрах), пока И.А.Крылов никем не превзойден. Ни одному из писателей не удалось внести в свои басни столько подлинного духа, столько правды!

 

 Мы справедливо сегодня повторяем слова Пушкина: "Крылов - самый народный поэт, превзошедший всех баснописцев”.

 

 Высоко оценил творчество великого баснописца Исаковский.

 

 Стихотворением Исаковского мы завершаем свой урок:

 

 Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим все сильней.

Со школьной парты с ними мы сживались,

В те дни букварь постигшие едва.

И в памяти навеки оставались

Крылатые крыловские слова.

Сокровищница мудрости народной

В них людям открывалась до конца,

И голос их, прямой и благородный,

К добру и правде призывал сердца.

Все знал и видел ум певца пытливый,

Всего сильней желая одного,

Чтоб жили жизнью вольной и счастливой

Народ его и родина его.

 

 Учитель: Закончился наш концерт. А нам не хочется расставаться с героями удивительного баснописца и его последователей. В школьной программе мы больше не встретимся с произведениями И.А.Крылова. Но не проходите мимо его книг. Пусть томик с баснями Крылова станет вашей настольной книгой, так как басни учат нас человечности, непримиримости к недостаткам.

 

Домашнее задание: сочинение-миниатюра "В гостях у дедушки Крылова”.


Поиск

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz